Высшее и профессионально-техническое образование

РАЗДЕЛ №1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Принцип №1.1. Высшее образование не может быть частным, только государственным. Профессионально-техническое образование может быть как государственным, так и частным.

Объяснение тому очень простое: основа частного подхода – максимизация прибыли. При любом преподавании процесс получения прибыли прост: чем больше занятий и чем больше учащихся, тем больше прибыль. Это очень хорошо заметно в нынешнем обществе. Получение высшего образования – есть процесс введения человека в определенную элиту общества и вложения в него определенных знаний. Только государственный ВУЗ может позволить себе быть абсолютно беспристрастным при решении оставить или отчислить студента за неуспеваемость. Кстати тут же решается вопрос необходимости лицензирования ВУЗов – он отпадает сам собой.

ПТУ, так же как школы и детские дошкольные учреждения могут быть и частными, и это тоже легко объясняется. Как правило, ПТУ работают от непосредственного предприятия. ПТУ выпускают рабочих конкретных специальностей или инженеров низшего звена. Представим, что конкретному заводу необходимы фрезеровщики. Предприятие готово само оплатить обучение молодежи, чтобы она потом встала к станку. Особых знаний, подобных знаниям преподаваемых в ВУЗе здесь не требуется, поэтому, почему бы не позволять предприятиям на своей собственной базе открывать ПТУ. Более того, такой подход позволяет быстрее и проще решать вопросы обучения нового персонала и занятости на предприятиях.


Принцип №1.2. Первое высшее образование должно быть бесплатным для всех. Второе и последующие высшие образования могут быть платными.

Очевидно, что обучение на платной основе очень сильно снижает уровень образования. На студента смотрят как на денежный мешочек: поступил – заплатил, закончил семестр – заплатил за следующий. Потеря студента является потерей дохода для института. Именно поэтому в большинстве платных ВУЗов как угодно вытягивают двоечников – лишь бы только оставить его в институте, ведь от его платежей зависит и зарплата преподавателей, и благосостояние самого учебного заведения.

Задача системы высшего образования – выпускать в жизнь хороших, грамотных специалистов, у которых оценки в дипломе полностью соответствуют приобретенным знаниям. Если у деканата и каждого конкретного преподавателя нет финансовой заинтересованности в пребывании студента в стенах ВУЗа, студенту будут ставить оценку за знания, а не за деньги и, вне всяких сомнений, отчислят за неуспеваемость.

Человек, получающий второе и последующее высшее образование, точно знает, зачем он это делает. Как правило, оно необходимо для повышения квалификации или получения другой специальности. Человек заинтересован не только в самом образовании, но даже и в оценках. При этом второе высшее образование не является обязательным условием для получения определенного статуса или определенной должности, и, следовательно, требует оплаты.


Принцип №1.3. Высшее и профессионально-техническое образование должно быть доступно всем, но получать его должны только достойные.

Этот принцип напрямую стыкуется с принципом №1. Т.е. любой желающий должен иметь право подать свои документы на право учиться в ПТУ или ВУЗе, он на общих основаниях должен пройти отбор/конкурс. Но если даже человек поступил в соответствующее ПТУ или ВУЗ это еще не означает, что студент обязательно окончит данное заведение. Получение аттестата об окончании должно присваиваться исключительно только после полного обучения и сдачи ЗА ЗНАНИЯ всех экзаменов и зачетов. Если студент не имеет желания учиться или не может справиться с учебой в силу неуспеваемости или физических недостатков, его следует отчислять.


Принцип №1.4. Система высшего образования должна быть с одной стороны очень требовательна к студентам, но в то же время давать им максимальную свободу действия и выбора.

Страна богата не только территорией и полезными ископаемыми. В первую очередь страна должна быть богата именно своими гражданами. Чем больше высокообразованных людей – тем для государства лучше. При обучении в ВУЗе не столь важно выставить студенту оценки за знания по конкретным предметам, сколько важно, чтобы уровень знаний человека, окончившего ВУЗ, был адекватен предъявляемым требованиям к конкретному специалисту / конкретной профессии. Вот почему с одной стороны преподавателям следует быть довольно строгими при выставлении оценок, однако так же важно давать возможность студенту корректировать учебный план, менять специальность (если он чувствует, что ошибся в выборе при поступлении) и даже при необходимости ВУЗ.


Принцип №1.5. По окончании ВУЗа, студент должен получать диплом. Необходимо стремиться к тому, чтобы разновидностей дипломов осталось только 2: бакалавр или магистр.

В настоящее время по окончании института в дипломах чего только не пишут. Должно быть четкое разделение тех, кто окончил институты:

Бакалавр – это человек, получивший базовые знания по своей специальности и имеющий уже право занимать определенные должности на работе по своему направлению (например, мед.сестра в больнице, актер второго плана в театре, инженер на заводе). Для получения диплома бакалавра студент должен пройти через сдачу гос.экзаменов.

Магистр – это человек, который имеет помимо базовых знаний набор специальных знаний для умения организовывать научно-исследовательский процесс и/или право для занятия должностей низшего руководящего состава.


РАЗДЕЛ №2. ПОСТУПЛЕНИЕ В ВУЗ

Правильна только та система, при которой будущий студент должен осмысленно подходить к выбору будущей профессии, поэтому он должен заранее готовиться к поступлению в ВУЗ. Вот почему «Новая философия» категорически против возможности подачи документов сразу в несколько ВУЗов одновременно, поскольку такой подход подразумевает поступление «на авось», чего по определению быть не должно.

Очевидно, что по выходу из школы человек будет прилагать максимум усилий для поступления в ВУЗ. Большинство бывших школьников предпочтет начать обучение в ВУЗе непосредственно сразу после выхода из школы, т.е. не пропуская год. Поэтому необходимо выстроить систему, которая просеивала бы всю массу поступающих в ВУЗы и для лучших из них подбирала лучшие места, потом подбирала места для менее одаренных и в последнюю очередь определяла учиться тех, кто способен получить высшее образование, но особыми данными не выделяется.


Принцип №2.1. Система поступления в ВУЗы должна работать как сито: самые одаренные абитуриенты должны становиться студентами лучших ВУЗов страны, самые обыкновенные – должны учиться в обыкновенных ВУЗах.


Поэтому предлагается следующая схема:

Принцип №2.1.1. Все ВУЗы должны быть поделены на 3 основные категории:

  • Университеты высшей категории / научно-исследовательские Университеты;
  • Университеты
  • ВУЗы (все остальные)

 Категорию ВУЗу должна присваивать специальная государственная комиссия.


Принцип №2.1.2. Система временной сдачи экзаменов в ВУЗы всех трех категорий должна быть единой для всех видов/направлений ВУЗов. Вступительные экзамены в разные категории ВУЗов должны следовать следующей схеме:

в первую очередь проводятся вступительные экзамены в ВУЗы первой категории с 05 июня по 20 июня; документы на поступление подаются до 30 мая включительно.

во вторую очередь проводятся вступительные экзамены в ВУЗы второй категории с 01 июля по 15 июля; документы на поступление подаются до 25 июня включительно.

в последнюю очередь проводятся вступительные экзамены в ВУЗы третьей категории с 01 августа по 15 августа; документы на поступление подаются до 25 июля включительно.


Принцип №2.1.3. Абитуриент должен иметь возможность подавать документы на поступление ТОЛЬКО в один ВУЗ только на одну специальность.


Принцип №2.1.4. Если абитуриент провалил экзамены в ВУЗ первой категории, он имеет право немедленно подать документы в ВУЗ второй категории (или сразу третьей); если абитуриент провалил экзамены в ВУЗ второй категории, он имеет право немедленно подать документы в ВУЗ третьей категории.

Получается, что при прочих равных условиях абитуриент имеет возможность за лето поступать в 3 различных ВУЗа снижая планку поступления. Скорее всего, при данной схеме он займет свою нишу. Если же он считает, что достоин большего – пусть готовится к поступлению еще год и заново проходит весь круг.


Принцип №2.2. Не должно быть ни каких ограничений на возраст при подаче документов на поступление в ВУЗ.

Задача высшего образования не состоит в том, чтобы выпустить в жизнь на 100% готового специалиста, полностью готового к работе. Главная задача высшего образования – дать человеку необходимый набор знаний для работы в определенной профессии и главное – научить его, где искать информацию, необходимую в профессиональной деятельности и как её применить на практике.

Это особенно хорошо заметно при получении 2-го и последующих высших образований. Как пример: предположим так получается, что по роду обязанностей зав.хирургическим отделением необходимо разбираться в бухгалтерии. Он идет получать второе высшее образование. Какая разница сколько ему лет, пусть даже 70. Если ему это необходимо в работе, значит это необходимо и государству, которому он приносит своей работой пользу. Пусть учится, когда хочет и скольким угодно специальностям.


Принцип №2.3. Не должно быть никаких ограничений на количество поступлений в конкретный ВУЗ на конкретную специальность.

Это продолжение п.2.2. если человек ОЧЕНЬ хочет быть режиссером, пусть хоть 10 лет подряд подает документы. Ограничивать людей в этом вопросе, как и в предыдущем не следует – при поступлении в ВУЗ ВСЕ должны быть равны.


Принцип №2.4. Каждый ВУЗ должен принимать студентов исходя из результатов ЕГЭ и (по собственному желанию) по результатам 2-х профильных предметов.


Принцип 2.4.1. Должна быть создана система, согласно которой при поступлении каждый ВУЗ принимает от абитуриента результаты ЕГЭ по 4-м предметам. 2 из них должны быть фиксированными: русский язык и математика, два – профильных предмета конкретного института.

Нет смысла проверять при поступлении в ВУЗ результаты ЕГЭ по всем предметам. 4-х вполне достаточно.

Проверка результатов ЕГЭ по двум профильным предметам сразу даст возможность «отсечь» тех абитуриентов, которые не в силу недостаточности знаний не имеют право учиться в том или ином ВУЗе. И опять же таки, если ВУЗ примет решение, что для поступления в него достаточно только результатов ЕГЭ и нет необходимости сдавать внутренние экзамены для поступления – это будет хорошей планкой, за которую абитуриентам придется брать при поступлении.


Принцип 2.4.2. Каждый ВУЗ должен иметь право сам определять достаточно ли для поступления в него предоставить соответствующие результаты ЕГЭ или есть необходимость абитуриентам также сдавать 1 или 2 внутренних вступительных экзамена.

Опять же надо понимать, что при имеющихся результатах ЕГЭ нет необходимости сдавать дополнительно 3, 4 или даже более предметов, 2-х более чем достаточно. При этом нет никакой необходимости указывать ВУЗу, как он должен строить систему приема, потому что даже в ВУЗе 3-й категории, например, может оказаться специальность, которая предполагает либо определенные навыки, либо определенные увлечения у абитуриента. Принимать абы кого только на основании того, что данный ВУЗ является ВУЗом 3-й категории – совершенно неразумно.


Принцип №2.5. Результаты ЕГЭ при поступлении в ВУЗ засчитываются только 2 раза (в год сдачи ЕГЭ и в последующий). Если человек принимает решение поступать в ВУЗ, а данный срок результатов ЕГЭ прошел – ему необходимо подтвердить в любом Центре сдачи ЕГЭ.

Не секрет, что есть люди, которые, например, подают 3-4 раза документы в один и тот же ВУЗ на одну и туже специальность. Или, например, существуют люди, которые идут в институты после армии. Знания, полученные в школе быстро забываются – это неоспоримый факт. Преподаватели ВУЗов иногда поражаются тому, что в зачет абитуриенту идут те знания, которых у человека уже давно нет. Вот почему, если человеку при поступлении в ВУЗ необходимы результаты ЕГЭ, он обязан представлять актуальные данные, т.е. данные этого года или предыдущего, но никак не ниже.


РАЗДЕЛ №3. УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Принцип №3.1. Формирование конечного облика выпускника ВУЗа должно идти от нужд профессии/потребителя/производства.

Учить ради того, чтобы просто учить, или выпускать в несколько раз превышающее количество специалистов, реально необходимых в профессии, нет никакого смысла.


Принцип №3.2. Формирование знаний студента до начала изучения спец.предметов должно иметь возможность варьироваться.

Приведем пример на основе технического образования специальности, связанной с гидрогазодинамикой. Гидрогазодинамика применяется как в гражданской, так и в военной авиации, в космической авиации и в газовой отрасли. Понятно, что требования к оборудованию в космической технике и в газовой отрасли разные.

Применяя на практике пункт 1.3. данного раздела, мы утверждаем, что даже в одном и том же институте и по одной и той же специальности студенты должны иметь право выбора изучения определенных предметов, не меняющих профиль специальности.

Наиболее интересная в этом плане система, когда для прохождения курса студенту необходимо набрать определенное количество баллов, а каждый предмет «стоит» определенное количество баллов. Таким образом, например, студент по космическому направлению выберет усиленный курс «Сопротивлению материалов» (69 баллов) и ему будет этого достаточно для перевода на следующий курс. А студент по направлению газовой отрасли выберет углубленные курсы «Математического анализа» (25 баллов) и «Дифференциальных уравнений» (35 баллов). А оставшиеся 9 доберет курсом «Математической статистики» (10 баллов), которая ему вполне может пригодиться.


Принцип №3.3. В профильных ВУЗах государством должно быть ограничено максимальное количество непрофильных предметов.

Не секрет, что многие ВУЗы стараются включить в образовательный процесс максимальное количество разных предметов, мотивируя тем, что это развивает общий кругозор студента. Однако такая политика имеет и обратную сторону медали – будучи вынужденным постоянно учить непрофильные предметы, студент меньше уделяет времени профильному обучению, что снижает его профессиональный уровень.


Принцип №3.4. Помимо дисциплин ГОС ВПО (Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования) каждый ВУЗ должен иметь право самостоятельно формировать дисциплины специализации из прилагаемого перечня ВУЗа, которые будут входить в общий учебный план.

Этот пункт является прямым продолжением пункта 3.1.


Принцип №3.5. Госстандарты на спец.предметы не должны существовать.

Конечно же, это хорошо, когда на определенные предметы существуют стандарты по количеству и номенклатуре читаемого студентам материала. Однако любая бюрократия и стандартизация должна немедленно заканчиваться там, где начинается чистая наука. Простой пример: как определить стандарты на преподавание предмета «Проектирование лопаток турбонасосного агрегата (ТНА)», когда сами ТНА и их составные части, в т.ч. лопатки видоизменяются постоянно. Важно, чтобы студенты изучали ту информацию, которая наиболее приближена в настоящий момент к реальности.


Принцип №3.6. Каждый ВУЗ должен иметь степень свободы для создания системы обучения для конкретного студента по индивидуальному плану

Не секрет, что среди действительно талантливых людей, бывают такие, которым необыкновенно легко даются все предметы по своему направлению, но при этом совершенно не даются иные предметы. Если человек талантливый конструктор, нет необходимости добавиться от него результатов в истории, географии, информатике и прочих дисциплинах и уж тем более выгонять его за неуспеваемость. Если человек талантлив, система государственного высшего образования обязана помочь ему развить его таланты и выпустить в жизнь грамотным специалистом.


Принцип №3.6.1. Если для конкретного студента составляется индивидуальный план обучения, он все равно обязан сдать не менее 70% предметов от ГОС ВПО.


Принцип №3.7. Требования к экзаменам. Любые экзамены по системе тестирования в ВУЗе должны быть исключены. При сдаче любого предмета в ВУЗе должен присутствовать теоретический вопрос для устного общения с преподавателем.

Тестирование – вреднейшая вещь для выяснения знаний. Фактически тестирование – это даже не проверка знаний. Знаешь ответ – правильно ставишь галочку, не знаешь ответ – неправильно ставишь галочку. При этом существует колоссальная вероятность на ошибку. Во-первых, от волнения студент может поставить галочку не туда. Во-вторых, если студент не знает вопроса, он может наобум ткнуть ручкой в какую-либо строчку и попасть на верный ответ.

Главная задача экзамена – оценить умение студента мыслить в правильном направлении. Это можно сделать ТОЛЬКО в том случае, когда студент в непосредственной беседе с преподавателем отвечает на поставленный вопрос.


РАЗДЕЛ №4. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ

Для того чтобы высшее образование повышало с годами свой уровень необходимо, чтобы сложилась система, при которой отучившиеся студенты шли бы работать по профессии, а потом те из них, кто достиг в профессии определенных высот, с годами снова возвращался в ВУЗ, только уже в качестве преподавателя. Таким образом, будет замыкаться образовательный круг, когда накапливаемый человечеством опыт в полной мере передается подрастающему поколению.


Принцип №4.1. Заработная плата Доцента в ВУЗе должна соответствовать определенному высокому уровню заработной платы соответствующей работы. Например, зарплата доцента технического ВУЗа должна соответствовать зарплате начальника отдела профильного производства.

Если человеку в силу лет уже тяжело работать, но при этом он еще чувствует свою нужность обществу, один из самых хороших вариантов – это пригласить его читать лекции студентам. Что бы ни случилось с обществом, при каком бы политико-экономическом строе мы не жили, денежный вопрос всегда будет заботить человека. Для того чтобы действительно опытные люди приходили в качестве преподавателей в ВУЗы, они должны получать такую зарплату, которую они сами для себя будут считать достойной. Практика показала, что при вышеупомянутом уравнивании зарплат, люди с удовольствием идут читать лекции студентам в институт. Несмотря на то, что зачастую они при переходе в ВУЗ теряют в доходе, они с удовольствием меняют работу на ВУЗ, потому что нагрузка при общении со студентами все-таки ниже.


Принцип №4.2. Все преподаватели в ВУЗе должны проходить конкурс на замещение должности 1 раз в 5 лет. Таковые конкурсы могут производиться при любом количестве соискателей, в том числе и при одном соискателе на место.

Конкурсная основа замещения преподавательского места в ВУЗе подразумевает то, что преподаватель, зная, что каждые 5 лет ему придется проходить подобный отбор, будет стараться развиваться в профессиональном плане.

Почему такие конкурсы должны проводиться раз в 5, а не в 3,4 или 6 лет – тоже очевидно. 5 лет – это стандартный срок обучения в ВУЗе.

Почему мы считаем, что подобные конкурсы могут проводиться один из одного – тоже очень легко объясняется. Конкурс на замещение должности преподавателя – это не то же самое, что гос.закупки, когда на конкурсной основе определяется цена и масса иных параметров. Для преподавателя важны несколько параметров: ясный светлый ум, профессиональные знания своего предмета, а главное – умение донести эти знания до студентов. Если преподаватель полностью соответствует своему месту и чувствует в себе силы работать следующие 5 лет так и не за чем трепать ему нервы, устраивая показной конкурс. Пусть и далее передает свой опыт подрастающему поколению.


Принцип №4.3. Преподавать в ВУЗах спец.предметы должны иметь право ТОЛЬКО люди, имеющие опыт работы на производстве / в конкретной профессии.

Это прямое продолжение пункта 3.5 (Гос.стандарты на спец.предметы не должны существовать). По хорошему счету спец.предмет – это уже практическая чистая наука. В преподавании такого предмета самое важное – это передать знания и опыт, накопленные человечеством в профессии. И тут как раз возникает вопрос, что знания передать может любой преподаватель просто по книжкам и лекциям, а практический опыт может передать только тот преподаватель, который сам много лет участвовал в различных работах, имеющих самое непосредственное отношение к данному спец.предмету.