Принципы политического устройства государства

Сегодня процедура прихода людей к власти построена на личности: быть избранным имеет право каждый и поэтому в выборах кто только не участвует: гробовщики, безработные, артисты, военные, домохозяйки и прочее.

Когда человек выставляет свою кандидатуру, мы можем о нем знать только то, что он сам нам про себя расскажет и то, что о нем наговорят конкуренты. По сути – это PR и «чёрный PR». Нам никто никогда не покажет реальных результатов работы кандидата (а часто таковых может и вовсе не быть). Нам никто не расскажет, как кандидат себя поведет после избрания, потому что многие идут во власть совершенно из других областей, и они сами зачастую не знают, что и как они будут творить.

В результате на выборах нам обещают золотые горы, а что реально мы получаем после выборов даже рассказывать нет необходимости – каждый и сам прекрасно знает.

Чтобы избежать в дальнейшем дестабилизации политической системы и возможного краха государства необходимо сначала описать


ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫМ ДОЛЖНА УДОВЛЕТВОРЯТЬ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ:

1. Основной должна стать процедура прихода людей к власти, с тем, чтобы шаг за шагом с каждым новым уровнем продвигать выше только наиболее опытных, честных, справедливых, порядочных и непременно об­ладающих искусством государственного управления людей. И тогда неважно кто доберется до самого верха, потому что в любом случае это будут самые достойные.

2. Необходимо исключить возможность «имперского» правления государством, потому что такая возможность всегда со временем ведет к узурпации власти.


Теперь рассмотрим, как можно это воплотить в жизнь.

Сначала определимся, сколько должно быть ветвей власти. 2 мало, потому что всегда будет возникать соперничество «кто сильнее», а делать их 4 и более нецелесообразно.


Итак, ветвей власти должно быть 3: исполнительная, законодательная и судебная (тем более что человечество и так уже пришло к этой оптимальной схеме), только

ВСЕ ВЕТВИ ВЛАСТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕАЛЬНО НЕЗАВИСИМЫМИ ДРУГ ОТ ДРУГА

Это достигается тремя правилами:

1. Каждая ветвь власти должна быть избираема на всех уровнях.

Руководители исполнительной и судебной власти, а также законодательный орган всех уровней должны утверждаться прямым общим голосованием. Все ветви власти должны проходить процедуру избрания, только это обеспечит их подлинное равноправие.

Назначение людей «сверху» на главные должности региона / города / района – прямой путь к коррупции. Люди должны иметь право выбирать того, кто будет ими руководить и иметь право самостоятельно отказываться от услуг нечистых на руку чиновников, не дожидаясь, пока «наверху» поделят деньги и должности.

Более того, все ветви власти каждые 4 года проходя через процедуру выборов будут вынуждены отчитываться о результатах своей работы – это один из лучших методов контроля обществом деятельности власти.


2. Две ветви власти сильнее третьей.

Т.е., например, если губернатор области начал вести работу, явно вредящую экономике области, совместное решение судебной коллегии и законодательного собрания области могут указать на недопустимость подобной работы, вплоть до принятия решения о снятии губернатора с должности. Так же и с иными ветвями власти. Это укрепляет равенство властей, уничтожает бесконтрольность деятельности любой ветви власти в течение избирательного срока и позволяет иметь еще одну степень гражданского контроля за деятельностью власти и отдельных ее представителей.

И именно это исключает возможность появления «имперской», т.е. единоличной, схемы управления, потому что даже чиновнику, имеющего самый высокий государственный пост, например, Президент страны, могут указать на недопустимость каких-либо решений и приостановить его деятельность.


3. Должен быть введен запрет на переход из одной ветви власти в другую без понижения уровня.

Т.е. работая в Государственной Думе нельзя уйти работать в Правительство России, только в Правительство региона. Фактически это прямой запрет на смешение властей, и именно этим достигается независимость ветвей власти друг от друга.


ДЛЯ КАНДИДАТОВ НА ИЗБРАНИЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ СЕРЬЕЗНЫЕ БАРЬЕРЫ

Среди них:

1. Голосование в любой ветви власти должно проводится только по персональным спискам, т.е. голосование должно проводиться за конкретных людей.

Это вовсе не означает прекращение существование партий. Наоборот, любые партии и движения имеют право на существование. То, что человек участвует в работе той или иной партии должно ему служить плюсом или минусом на выборах, но никак не являться основоопределяющим. Люди должны точно знать всех, кого выбирают и точно знать с кого потом после выборов спрашивать.

Может так оказаться, что программа партии «А» очень хорошая, но кандидат от партии Иванов – личность с темным прошлым. А вот программа партии «Б» не такая сильная, но за то её кандидат Петров – честный и глубоко порядочный профессионал. Очевидно, что в данном случае намного лучше выбрать кандидата от партии «Б».

Выборы бывают разные, бывает, когда на выборах мы выбираем сразу много людей, например на выборах в Государственную Думу. Но в конечном итоге в Думе будут работать не эфемерные партийные дельцы, а конкретные люди, поэтому я должен иметь право проголосовать по всему списку за партию «А», но по конкретной должности конкретно за Петрова.


2. Выборы могут состояться, только если присутствует не менее 2-х кандидатов на одно место.


3. Избирательный срок для всех ветвей и уровней власти должен составлять 4 года.

Избирательный срок должен быть очень разумным: если ты хороший руководитель, то граждане вполне могут доверить право на управление еще раз. Однако если ты не справляешься со своими обязанностями, граждане должны иметь право отказаться от услуг подобного кандидата в разумный срок, пока тот не наделал достаточное количество глупостей. 4 года – общепризнанный в мире разумный избирательный срок. Большие сроки зачастую ведут к узурпации власти.


4. Должна работать система избрания (2х4)+(2х4).

Любой гражданин должен иметь право избираться дважды на одну должность. Бывает, что человек очень хорош на своем месте и люди с удовольствием бы дали ему возможность продолжать занимать ответственную должность. У таких людей должно быть право еще раз баллотироваться на свой пост. Для этого он должен в конце 8-ми летнего срока провести референдум с вопросом дают ли ему граждане право еще раз баллотироваться на 2 срока.

В случае если на данном референдуме не менее 51% избирателей от общего числа граждан (вне зависимости от количества пришедших на референдум) выскажутся «ЗА», данный избранный кандидат получает право баллотироваться еще на 2 срока.

Если более 40% граждан выскажутся «ПРОТИВ», значит, ему перестали доверять, следовательно, его необходимо лишить права баллотироваться на любые избираемые должности сроком на 10 лет.

Более 16-ти лет давать возможность занимать одну должность в любом случае нецелесообразно. Спустя такой срок руководитель уже физически не способен привнести что-то новое, пусть дает дорогу молодым.


5. В каждой ветви власти должны работать только профессионалы.

Не оспаривается факт того, что больницей должен руководить врач, а школой учитель. Однако почему-то во власть выбирают всех, кого попало. Сегодня работает ленинский принцип: «каждая кухарка может руководить государством». Это должно быть исключено! Мэры, губернаторы и тем более Президент обязаны иметь управленческое образование, депутаты и судьи – как минимум юридическое.

5.1. Только в низший исполнительный орган может быть избран любой гражданин без опыта работы в исполнительной ветви власти. Для всех остальных уровней исполнительной власти опыт работы в исполнительной ветви власти обязателен.

Т.е. если нижним уровнем власти является, например, город N М-ской области, то при наличии специального образования по государственному управлению, мэром города N может стать и врач, и архитектор. Но губернатором может стать только тот, кто уже работал в исполнительной ветви власти не менее определенного срока, например, 2 года.

Любая работа, в т.ч. и управленческая имеет свою специфику. С повышением уровня власти увеличивается масштабы работы и ответственность перед народом. Это ужасно, когда непрофессионал, приходящий во власть в ущерб территории и людям на ней живущим учится руководить. Человек, собирающийся подняться наверх уже должен иметь хорошие управленческие навыки и опыт работы, чтобы сразу применить их в больших масштабах.


6.1. В исполнительной и судебной ветвях власти подъем по служебной лестнице должен быть похож на систему в армии, занять вышестоящую должность можно только пройдя предыдущие.

Для каждой должности должен быть определен список нижестоящих должностей, не занимая которые нельзя будет баллотироваться. Люди должны иметь возможность видеть результаты работы человека на предыдущем месте, чтобы мотивированно решать, можно ли ему доверить более высокий пост или нет.

6.2. В законодательной ветви власти на любую должность должен иметь право баллотироваться любой гражданин.

Законодатели занимаются придумыванием законов. В этом процессе главное – идея, которая мало зависит от опыта именно законотворческой работы. Человек либо представляет, как правильно необходимо выстраивать ту или иную область жизнедеятельности человека, либо нет. Кроме всего прочего, у депутатского корпуса всегда полно помощников и юристов, которые всегда помогут мудрую мысль облачить в грамотную формулировку Закона.


7. В любой ветви власти кандидатом на избрание должен иметь право стать только тот человек, кто проживает на данной территории не менее 10 лет. В случае, если на территории невозможно проведение выборов, выборы не состоялись или человек не может замещать более выборную должность, может быть утвержден внешний управляющий на избираемую должность, однако срок его полномочий не должен превышать срока до проведения очередных выборов.

Т.е. мэром города, председателем суда или членом городского Совета может стать только житель города, живущий в нем не менее 10 лет. Точно так же на уровне области и выше.
Сейчас очень модно ставить ставленников «сверху», вводя особенно в исполнительную власть людей, не имеющих ничего общего с данной местность. Во-первых, это приводит к тому, что новый начальник не менее года разбирается в особенностях и тонкостях подшефной территории. А во-вторых, и в главных, у такого руководителя нет ничего, что связывает его с данной территорией, он не может ее любить, жалеть и заботиться о ней так же, как коренной житель.
Человек, который собирается идти во власть должен знать свою территорию. Это не дает гарантии, но дает надежду, что к своей территории он будет относиться разумно и с любовью.


РУКОВОДИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ ОТВЕЧАТЬ ПЕРЕД ПОДШЕФНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ И ЗА СВОИ ПРЕДВЫБОРНЫЕ ОБЕЩАНИЯ, И ЗА РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Это означает сразу несколько вещей:

1. Для каждого уровня каждой ветви власти должны быть сформулированы четкие параметры, которые однозначно говорят о качестве работы данной структуры.

Данные параметры должны быть не абстрактными, а носить совершенно четкий статистический характер.

Для исполнительной ветви власти – это финансово-экономические показатели подконтрольной территории. Если в течение избирательного срока не было никаких непредвиденных ситуаций и тем более катастроф или катаклизмов, очевидно, что финансово-экономические показатели должны расти. Должна быть некая граница, ниже которой работа исполнительного органа автоматически признается неудовлетворительной.

Для законодательной ветви власти – это качество принятых Законов. Абсолютное большинство Законов можно оценить с точки зрения полезности. И совершенно очевидно, что принимаемые Законы не должны отменяться ни в судебном порядке, ни спустя короткие промежутки времени.

Для судебной власти – это качество принятых судебных решений. Если судебное решение оспаривается в вышестоящих организациях или путем обращения в общественные и/или контролирующие органы, значит, есть сомнение в справедливости вынесенного решения. Необходимо установить максимальный процент оспариваемых и тем более отмененных решений, выше которого смело можно признавать работу судебного органа неудовлетворительной.


2. У каждого кандидата в любой ветви власти должна быть четкая программа, что он собирается делать, получив определенную должность. Эта программа также должна быть мерилом качества работы должностного лица.

Предвыборная программа рассчитана на выборный срок. Есть или нет смысла каждый год проводить ревизию исполняет ли кандидат свои предвыборные обещания или нет – это отдельная тема для обсуждения. Но к концу избирательного срока такая оценка должна даваться обязательно, тем более, если этот человек желает повторно участвовать в выборах.


3. Если гражданин не первый раз участвует в выборах, при чем не важно, претендует он на туже должность или иную, на том же уровне власти или на ином, в ту же ветвь власти или в иную, он обязан представлять не только свою новую избирательную программу, но и свои предыдущие избирательные программы и, главное, оценки их исполнения.

Это позволит избирателям более качественно выбирать на должность из предложенных кандидатов.


4. Права участвовать в выборах не следует лишать тех, у кого оценка работы на предыдущем месте отрицательная.

Представьте себе, что небольшому городу потребовалось развитие, и было принято решение о полной перепланировке города, в т.ч. снесено и подвинуто множество домов, за счет чего расширены улицы и запланированы большие парковые зоны отдыха. Очевидно, что финансово-экономические показатели территории резко уйдут вниз – многое разрушено, люди переезжают в новые дома и вынуждены заново отстраиваться. Однако очевидно, что сделано большое и очень полезное дело с серьезным заделом на будущее. Решать, достоин или не достоин тот или иной кандидат на избрание, должны только граждане. Потому что хоть статистика и один из точнейших оценочных инструментов, но не все ею описывается.


5. Руководители всех ветвей власти всех уровней власти должны нести персональную ответственность перед всеми подшефными жителями за свои решения и их последствия.

Законодатели должны нести персональную ответственность за качество издаваемых Законов, судьи – за качество судебных решений, руководители исполнительной ветви власти – за управленческие решения. Если изданный Закон, или руководство территорией, или конкретное судебное решение было неверным и привело к серьезным последствиям, например, несправедливое заключение под стражу, финансовым растратам, или еще хуже к вооруженным конфликтам, ответственные за данное решение руководители обязаны персонально по всей строгости Закона ответить за их последствия, в том числе финансово и уголовно.


НЕОБХОДИМО ИЗМЕНИТЬ МЕТОД ГОЛОСОВАНИЯ НА ВЫБОРАХ

Необходимо изменить вид бюллетеня: напротив каждого кандидата должно быть две графы «ЗА» и «ПРОТИВ». Каждый голосующий должен иметь право голосовать «ЗА» только одного кандидата и сколько угодно раз «ПРОТИВ» любого количества кандидатов.

В случае если в результате голосования какой-либо кандидат набрал более 40% голосов «ПРОТИВ» от общего количества голосующих, он должен терять право баллотироваться на любой пост на ближайшие 10 лет.

Бывает, что во власть идут либо лишние люди (например, актер - в губернаторы), либо люди с темным прошлым, что вызывает недоверие у людей. Граждане должны иметь право лишить человека возможности избираться, если в этом видят необходимость. Поэтому они должны иметь право не только поддержать понравившегося им кандидата, но и высказать недоверие тому, кто их не устраивает.

Очень часто на выборах один кандидат выигрывает у другого с минимальным преимуществом буквально в несколько процентов голосов. 

Но если мы вспомним выборы Президента России 1996 года, когда активно боролись Ельцин и Зюганов, то мы вспомним, что почти половина общества была против Ельцина, а другая половина против Зюганова. Давайте зададимся вопросом, имеет ли право кандидат занимать высокий руководящий пост, если огромный процент населения категорически ему не доверяет? Наверное, все-таки, нет.

При такой методике голосования исключается возможность возникновения социальной напряженности после выборов, а также автоматически решается вопрос с графой «Против всех кандидатов» - она просто не нужна, гражданин имеет право поставить галочку в графе «ПРОТИВ» напротив каждого кандидата.


НЕОБХОДИМО ПОДКОРРЕКТИРОВАТЬ ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОРГАНА ВЛАСТИ

1. Любой законодательный орган власти должен избираться по двум равноколичественным направлениям: 1) представители от территорий, входящих в избирательную территорию, 2) представители различных профессий и/или направлений деятельности человека по спискам от политических партий. Список профессий и/или направлений деятельности человека, от которых будут избраны кандидаты утверждается перед выборами вышестоящим законодательным собранием. Список профессий высшего законодательного органа государства утверждается самим законодательным органом государства. По обоим спискам проводится прямое персональное открытое голосование на данной территории. Один и тот же гражданин не может выдвигаться по двум спискам.

Человек, приходящий во власть, решает вопросы той группы людей, которая его выдвинула. Соответственно, если его выдвинула некая партия – он будет решать вопросы не конкретных жителей или профессиональные вопросы, а будет делать то, что выгодно партии. Партия – организация совершенно безликая и человек, выдвигаясь из ее рядов, во-первых, не имеет персональных обязательств перед теми, кто его избрал. Во-вторых, партия – это общественная организация государственного масштаба и как большая структура – с понижением уровня власти становится все менее разворотливая на местах. То, что хорошо в государственном масштабе, может быть мало приемлемо или не реализуемо в конкретном городе. Вот почему не должно быть выборов по партийным спискам – они не отвечают интересам избирателей.

Главная задача законодательного органа – написание грамотных Законов, по которым впоследствии будет жить общество. Для того чтобы эти Законы рождались, необходимы две составляющие: 1) чтобы Закон вышел хорошим необходимы толковые законодатели, которые его напишут 2) проекты Законов, необходимых обществу, могут рождаться не только у законодателей, но и у правозащитников, юристов и даже отдельных граждан, поэтому необходима система, позволяющая обществу быстро доносить свои чаяния до законодателей.

Законы, принимаемые законодательным собранием любым уровнем власти, призваны максимально грамотно определить рамки, в которых должны жить жители на подконтрольной территории. Максимально защищать своих соседей будет только человек, выдвинутый самими жителями. Кроме того, при необходимости, житель должен точно знать, к кому обращаться, если он считает необходимым задать вопрос власти или внести предложение. Именно поэтому выборы представителей от территорий обязаны быть.

Давайте теперь вспомним, как строится работа самого законодательного органа. Законы принимаются в момент голосования всеми законодателями одновременно, но выработка Законов производится в комитетах и комиссиях, которые устроены по профессиональному принципу, например, комиссия по строительству, комитет по имуществу. Очевидно, что законодатели должны представлять максимально широкий спектр профессий. Какая необходимость иметь в Государственной Думе 20 банкиров, 15 спортсменов и 10 певцов? Каждого вполне достаточно по одному.

Не оспаривается, что проблемы учителей лучше всего знают сами учителя, а проблемы врачей – врачи. Законодательное собрание любого уровня призвано своей работой максимально сбалансировано определить рамки работы различных направлений жизнедеятельности людей. Чем более взвешенный будет подход, тем более грамотными будут законы. Именно поэтому в государственное законодательное собрание должны войти представители от максимального количества профессий и направлений деятельности человека. На местах же необходимо ограничить полный список наиболее важными для территории позициями.

Вот почему оптимальной является схема избрания законодательного органа по двум направлениям: 1) по одномандатным округам, чтобы каждый человек знал своего депутата и мог к нему обратиться 2) по профессиональному принципу, т.е. депутаты по различным направлениям жизнедеятельности человека.

Пример: в области N есть город M, в котором скоро должны быть проведены выборы в местный Совет. В городе M 5 микрорайонов, соответственно будет избрано 5х2=10 членов местного Совета. 5 из них – это представители микрорайонов, а 5 – представители профессий (например, законодательное собрание N-ской области утвердило список из учителя, строителя, врача, представителя от спорта, и представителя местного градообразующего завода.)
От каждого из микрорайонов выдвигается несколько кандидатов (не менее 2-х) и от каждой профессии профессиональные союзы или иные органы тоже выдвигают своих кандидатов.

Соответственно, в бюллетене будет два параграфа: в одном гражданин должен будет проголосовать за понравившегося ему кандидата от его собственного микрорайона, а в другом он будет выбирать 5 понравившихся ему кандидатов от каждой из профессий. В этом листе для голосования он сможет поставить галочку напротив всех устраивающих или не устраивающих его кандидатов, а в конце поставить галочку «По не проголосованным позициям голосую» «по списку» нравящейся ему партии.

Нет необходимости бояться, что раз в 4 года гражданам придется голосовать по списку в 250 профессий в государственное законодательное собрание. Государство ежедневно занимается своей работой – органы правопорядка выявляют преступников, врачи лечат, а общественный транспорт возит людей. Имея определенные права и обязанности гражданина, вполне можно себе позволить в течение 2-3-х недель агитации посвятить несколько часов для того, чтобы изучить предложенных кандидатов и сделать осознанный выбор.

Кстати, именно тут могут и должны серьезно помочь партийные списки. Если гражданину сложно разобраться в тонкостях профессиональных вопросов, ему будет проще проголосовать за того или иного кандидата, если тот будет принадлежать той или иной партии.

2. В любой иной законодательный орган власти по спискам от профессий и/или направлений деятельности могут быть избраны только кандидаты, не менее 10 лет работающие по своей профессии. По персональным спискам могут избираться любые граждане.

Нам думается, что тут все очевидно: если человек собирается представлять в законодательном органе профессию, он должен досконально в ней разбираться. При составлении того или иного Закона в первую очередь важно понимание сути процесса или тонкости профессии, а при любом законодательном органе всегда будет присутствовать достаточное количество юристов, которые вполне помогут облачить грамотное знание вопроса в точную юридическую формулировку.

А для того, кто собирается представлять интересы жителей, не имеет значения профессия, имеет значение только то, чтобы ему доверяли граждане.


3. Гражданин имеет право работать в законодательной ветви власти на избираемой основе от профессии с отрывом от производства не более 2-х сроков, т.е. не более 8 лет.

Не важно, на каком уровне власти ты защищаешь свою профессию. Если ты хочешь законодательно защищать свою профессию, ты должен очень хорошо знать все проблемы внутри нее. За 8 лет работы в отрыве от основного производства слишком многое забывается, в профессии могут появиться новые проблемы, новые нюансы и их должен решать человек, который в теме и хорошо знает сиюминутную ситуацию.

Этот же пункт решает вопрос о слишком засидевшихся депутатах: региональные и федеральные законодательные собрания работают на постоянной основе, т.е. при полной занятости человека. Соответственно, депутат более 8 лет физически не сможет занимать свое место.


4. Сам принцип ответственности связан с личностью. Поэтому каждый депутат обязан нести персональную ответственность за вносимый им на рассмотрение в законодательный орган власти закон, каждый председатель комитета, в котором рассматривался Закон несёт персональную ответственность за принятый или не принятый закон, за последствия принятия или не принятия закона.

Сегодня у депутата нет никакой ответственности за то, что ходят или не ходят на заседания Думы, за то, какие они вносят законы, поэтому депутаты из фракции ЛДПР могут себе позволить нести любую чушь с экрана телевизора. У депутатов нет никакой ответственности, если хороший закон не был принят, или наоборот, принятый закон оказался вреден для государства. Это происходит от того, что ни у одного депутата нет личной ответственности за то, что он делает. А ведь он, по сути, определяет всю систему жизни в стране.
Необходимо это коренным образом изменить. Депутат должен нести уголовную ответственность за тот закон, который он предлагает народу. Практика работы законодательного органа такова, что сначала закон рассматривается в профильном комитете или комиссии, а только потом выносится на рассмотрение законодательного органа. Поскольку большинство депутатов мало понимает в непрофильных вопросах, то обыкновенно с небольшими поправками утверждённый на комиссии/комитете вопрос принимается на общем голосовании. Именно поэтому председатель комитета/комиссии обязан нести равную ответственность, вплоть до уголовной, с автором закона за тот закон, который предложен на рассмотрение законодательному органу.


5. В состав любой комиссии/комитета должно входить не менее 3-х депутатов, но не более 7-ми.

Практика показывает, что в конечном итоге практически всё внутри комиссии/комитета решает только председатель. Численный состав комиссии/комитета необходим для того, чтобы понимающие в вопросе люди могли посоветоваться до принятия окончательного решения. Но практика показывает, что в конкретных вопросах разбирается, как правило, не очень много народа. Поэтому раздувать комиссии и комитеты до 10-20-30 человек просто бессмысленно: двое-трое будут реально работать, а остальные будут просто просиживать штаны, потому что вообще не будут понимать, о чём идёт речь.