Благодарность Марку Захарову

Хочу выразить Марку Захарову особую благодарность за вчерашний вечер, ведь вчера 19.01.2018г нам посчастливилось посетить выездной спектакль театра «Ленком» «Tout paye, или всё оплачено».

 Расскажу, с каким настроением я шёл в театр. Так уж вышло, что с падением социализма в нашу страну пришёл не только капитализм, но и его взгляды на вещи. А это подразумевает, что массовая культура теперь не старается поднять уровень населения до приличных высот, а сама опускается вниз к отсутствию культурного уровня поголовной массы. Как результат, качество выдаваемого продукта в своём абсолютном большинстве спускается к уровню чуть ниже пояса. На сегодняшний день иной раз страшно ходить даже в Большой театр, потому как, например, в опере Моцарта «Волшебная флейта» можно увидеть батальон полуголых солдат в противогазах и катафалк, разъезжающий по сцене. И это ещё при довольно невысоком уровне пения.

Из всех театров, что есть в Москве, безусловным лидером на сегодня я лично считаю Малый театр: это классические спектакли, классические костюмы, классическая и очень качественная игра актёров. В Малом театре нет ни одного спектакля, с которого можно было бы уйти разочарованным. Кроме Малого театра в Москве не так много мест, куда можно идти смело на любое представление, чтобы приобщиться к прекрасному. Их можно пересчитать по пальцам, среди них Маяковка, Доронинский МХАТ и, безусловно, «Ленком». При этом «Ленком» всегда держал самую высокую марку, что подтверждается и ценой на билеты, и их наличием в свободной продаже – купить билеты не только дорого, но и сложно.

Вот почему увидев рекламу, что «Ленком» приезжает ко мне в город, дает комедию, да ещё цены ниже московских, я сразу же побежал в кассу и купил 3 билетика: себе, своей девушке и своему сыну.

 Честно говоря, с первых же слов актёров я был очень сильно удивлён. Так вышло, что мне нравится путешествовать по Золотому кольцу России и на Юг на машине. И одним из обязательных условий поездки является посещение губернских театров. При этом поход в них – это всегда очень любопытная лотерея. Дело в том, что в Москве огромное количество театров, у каждого свой зритель, но этот самый зритель может пойти в один театр, а может в другой. Именно поэтому режиссеры вынуждены придирчиво отбирать репертуар, чтобы зритель пришёл на спектакль. А вот областные театры, как правило, стоят в гордом одиночестве и могут себе позволить ставить что угодно: у местной богемы просто нет вариантов, они вынуждены будут смотреть не то, что хотят, а то, что дают. В результате, можно, например, попасть, как в Самаре, на оперу «Трубадур», которую споют в высшей степени великолепно на итальянском языке, чего стараются не делать даже в Москве. А можно попасть на «Москва-Петушки» в Ярославле. Мало того, что само произведение мягко выражаясь довольно спорное, так оно ещё «улучшено» постановкой.

Именно так, совершенно случайно, я попал на спектакль Владимирского театра драмы «Господин, который платит». После спектакля у меня было множество вопросов типа: «что это вообще было», «зачем это надо было ставить» и т.д. и т.п.

Немного перефразируя Серафима Ивановича Огурцова скажем так: нужно, чтобы интрига спектакля тебя брала, чтобы она тебя вела, но в тоже время и не уводила. Когда режиссер выбирает произведение, он же не просто так это делает, он хочет своей постановкой что-то сказать зрителю, чему-то его научить, о чем-то заставить задуматься. Просто интересно, чему меня должен был научить данный спектакль? Он ничем начинается, не имеет действия как такового и вообще ничем не заканчивается.

Более того, прекрасно помня постановку владимирского театра, у меня возникло ещё больше вопросов. В «Господине, который платит», роли Вирджинии и её хахаля довольно развёрнуты, у них много текста и действия, при чём, иной раз действительно весьма забавного. В «Tout paye, или всё оплачено» у них кроме «кушать подано» фактически нет ни того, ни другого. По ходу действия вообще не понятно, чем они занимаются, зачем переодеваются, зачем разъезжают на велосипедах, да и вообще зачем они нужны на сцене. В результате совершенно бессмысленная и несмешная пьеса потеряла остатки сюжета и юмора.

Иногда для того, чтобы правильно ответить на сложный вопрос, нет необходимости искать ответ в глубинах профессии, иногда ответ на вопрос лежит на самой поверхности. Так, например, ответ на вопрос: «почему у Моцарта нет ни одного произведения, в котором отдельная часть превышала бы 40 минут» вовсе нет необходимости искать в плоскости таланта композитора, его личных пристрастий и убеждений. Всё очень просто: во времена, когда жил Моцарт, долго горящие свечи горели чуть более 40 минут, и, если композитор не хотел заставлять оканчивать смотреть (или слушать) своё произведение людей в кромешной тьме, он вынужден был укладывать свою музыку в чётко очерченные временные рамки. Это к тому, что совершенно очевидно, почему «Ленком» вывозит в города России не основные спектакли, а вот такие. Во-первых, в самом спектакле задействована очень малая часть труппы, буквально несколько человек. Во-вторых, среди них может быть только один всероссийски известный актёр, ведь люди ведь придут даже на одну звезду, достаточно дать хорошую рекламу. Ну и в-третьих, нет необходимости таскать за собой массу реквизита. Из всего привезённого были довольно скромные костюмы, некоторым не требовалось и этого – половину спектакля артисты бегали в домашних трениках и тапочках, пара фанерных стенок больничного цвета с дверью, пара велосипедов (не очень понятно, зачем), и огромный зонтик над сценой.

И как раз на именно этом элементе хотелось бы заострить особое внимание. После спектакля мы с сыном единогласно и однозначно порешили: главным и самым важным героем спектакля является именно зонтик. Мало того, что он самый выразительный признак искромётной комедии, так ещё он по одному только режиссёру понятному замыслу слоняется то вправо, то влево, то вверх, то вниз. А, значит, у него самая большая, самая насыщенная и самая многозначная роль. Опять же жалко, что это не собственная выдумка, а с лёгкой руки кем-то позаимствованная деталь из «Новой оперы» «Травиаты» - там над сценой в таком же формате болтается и блистает нечто вроде паука. Но в отличие от Новой оперы в «Ленкоме» зонтик в этом конкретном действии явно необходим, потому как без него спектакль не имел бы логического стержня.

Отдельно хочется поговорить по выбранной театром «Ленком» жанровой тематике. Ведь не все знают, что литературные произведения подразделяются на жанры. Есть драмы, трагедии, а есть и комедии и это совершенно разные по направлению произведения, я читал несколько, можете мне поверить. В течении просмотра спектакля-трагедии по ходу действия, если оно, конечно, хорошо сыграно, хочется всплакнуть. А в течении просмотра спектакля-комедии, иной раз даже и хочется улыбнуться. Именно этим они и отличаются. Но с точки зрения зрителя эти жанры отличаются ещё сильнее, потому что, если я выбираю трагедию, значит, я хочу чего-то серьёзного, хочу взрыва эмоций. А если я покупаю билеты на комедию, значит, я хочу отдохнуть душой и сердцем, насладиться переплетениями сюжета и получить, что важно, порцию весёлого настроения.

На сайте «Ленкома» так и значится: «Tout paye, или всё оплачено» Ив Жамиак. Комедия в двух актах, перевод Е.Бабенко». Думаю, будет очень честно и правильно в названии спектакля убрать слово «комедия», потому как комедия – это совсем другое. Жаль, что сейчас закрыт театр эстрады, режиссера можно было бы пригласить на спектакли с участием Хазанова «Ужин с дураком» или «Всё, как у людей». Когда весь зал ржёт, как кони в едином порыве, начиная с 3-5-й минут действа – это комедия. А когда за весь спектакль, как в «Ленкоме», в зале пару раз несколько человек хрюкнут, потому что что-то недопоняли, но им это показалось забавным – это точно не комедия.

Я не скажу, что полностью разочарован, нет. Я увидел великолепную, завораживающую, просто блестящую игру Александра Збруева (к огромному сожалению, непонятно о чём). Безусловно, в очередной раз он доказал, что является звездой первой величины. И вышесказанные слова не сарказм, а чистая правда! Ему – огромная благодарность, без него деньги просто были бы выброшены на ветер. Но не надо было так самоотверженно играть, потому что на его фоне отчетливо стало видно, что есть кривляние и пошлость на сцене: мать главной героини в полной мере нам это показала.

И тут очень хочется посочувствовать Марку Анатольевичу и поддержать его: это не его возраст виноват, а колоссальная административная и общественная нагрузка: столько дел и забот, что ещё хватает времени и сил на основу профессии: фуршеты, приёмы, PR театра и самого себя, а вот следить за менее мелкими и значимыми вещами, такими, как качество игры актёров и качество самых выпускаемых спектаклей, уже ни внимания, ни возможностей не хватает.

Вообще по поводу возраста я бы позволил себе сказать отдельно пару слов. Я категорически не согласен с Галиной Вишневской, которая сказала, что надо уважать свой возраст и отказалась петь. Она ведь могла, и мы бы еще лет 30 наслаждались её голосом. И у нас есть потрясающие примеры обратного: Майя Плисецкая и Елена Образцова которые пели и плясали до могилы, незабвенная Любовь Орлова, которая в высшей степени великолепно сыграла в фильме, к сожалению, только не очень хорошо помню, как правильно тот назывался: то ли «Скворец и лира», то ли «Склероз и климакс».

Не беда, что начинает слабеть голова и некоторые вещи становятся понятны только тому, кто их озвучивает. Не страшно, что вся страна идёт вперёд, но не каждый за этим уже поспевает. Я считаю, что надо крепиться и держаться. Я убеждён, что только на таких мастодонтах, как уважаемое старое поколение, ещё теплится наша культура и искусство. И даже 50-ти, 60-ти летняя молодёжь пусть ещё постоит в сторонке и поучится. Ведь все знают, кого ни возьми: писателей, художников, композиторов, самые прекрасные произведения пишутся людьми исключительно в почтенном возрасте, и чем старше человек, тем глубже и мощнее его работы. Мы счастливы, что у Вас есть возможность самовыражаться и Вы это выделываете фонтанируя феерично. Моя благодарность за вчерашний спектакль просто не знает границ, разумеется, в пределах 8.400 рублей, выброшенных за билеты.


Спасибо Вам.

Один из самых Ваших благодарных зрителей,

С Уважением,

Рысенков Артём.